Проблема гуманного начала в каждом человеке | Довідник школяра – кращі шкільні уроки по всім предметам

Проблема гуманного начала в каждом человеке

Проблему человеческого, гуманного начала в каждом разумном существе показал на сатирическом примере младших по разуму братьев человеческих великий сатирик девятнадцатого века М Е Салтыков-Щедрин.  В сказках Салтыкова-Щедрина мы встретим всех щедринских героев, образы которых столь типичны для эпохи писателя Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа, его эксплуататоры и угнетатели («Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Орел-меценат»), здесь и сам народ, трудолюбивый, талантливый, могучий и вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), здесь и народ пробуждающийся, ищущий правды («Ворон-челобитчик», «Путем-дорогою»).

Во многих сказках Щедрина звучит вера в конечное торжество положительных идеалов, торжество человеческого, истинно высоких качеств человеческой души, и эта вера освещает горестные страницы его сатиры. Подобно Некрасову, Салтыков-Щедрин писал свои сказки для народа, для самых широких писательских кругов. И создания великого сатирика достигали своей цели они будили мысль, воспитывали революционное сознание широких народных масс. Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются истинной народностью Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал фольклорные сюжеты новым революционным содержанием. В мир народного творчества Салтыков-Щедрин вводил злободневные политические темы и с помощью традиционных, привычных персонажей раскрывал сложные проблемы современности. Мастер эзоповых речей в своих сказках, написанных в основном в годы жесткого цензурного контроля, широко использует прием иносказания. Как и в басне, под видом животных и птиц изображаются представители различных общественных классов и групп.

 Рассмотрим несколько сказок, наиболее полно отражающих тему народа в изображении Салтыкова-Щедрина. Сказка «Дикий помещик» - произведение, направленное против общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по самой своей сущности. Уже начало вводит нас в сказочный мир («В некотором царстве, в некотором государстве жил-был». Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Жизнь за счет народа превратила помещика в паразита. Одичание его свидетельствует о том, что народ - созидатель и материальных, и духовных ценностей. Мужик - это и есть истинный «поилец и кормилец». Без него исчезнут не только материальные ценности, но придет в упадок и культура. Но горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу, так как он безропотно терпит притеснения со стороны помещиков.

Эту горькую ироническую мысль о народной покорности Салтыков-Щедрин развивает в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В этой сказке сатирик изображает неразвитой дух народного самосознания на примере истории, в которой мужик сам вьет веревку, с помощью которой генералы привязывают его к дереву, чтобы «лежебока-тунеядец не убег». Несмотря на это, мужик обрисован автором с теплотой и любовью. Он изображен добрым, сильным, трудолюбивым, прямым, но и насмешливым по отношению к генералам он ни на секунду не теряет чувства собственного достоинства. О мужике этом писатель говорит с симпатией, другое дело - о генералах. Они тупы и ленивы, а также невероятно самонадеянны, искренне полагая, что не мужик их кормит, а сами они кормятся. Так, Салтыков-Щедрин хочет донести до народа мысль о том, что ждать от эксплуататоров улучшения жизни бесполезно угнетение в классовом обществе - это закон жизни.

Итоговым гимном трудовому народу, единственному носителю человеческого лица в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина стала сказка «Коняга». Образ Коняги - это обобщенный символ крестьянской России, вечно трудящейся и измученной угнетателями. Коняга - это источник жизни для богатого сословия Салтыков-Щедрин, может быть, единственный из писателей-современников отказался от всякой идеализации крестьянской жизни, крестьянского труда и даже деревенской природы. И жизнь, и труд, и природа открываются ему через вековые страдания мужика и Коняги. В сказке выражено не просто сочувствие и сострадание, но глубокое понимание той безмерной трагической безысходности жизни, которая таится в самом бессмертии мужика и Коняги. Казалось бы, речь идет о самом насущном корм, борозда, работа, обожженные солнцем плечи, разбитые ноги. Мера страданий народа, определяемая духовным, нравственным потенциалом самого писателя, вырастает до вселенских масштабов, не подвластных времени В сказке задается вопрос кто освободит силу, таящуюся в народе, из плена? Двум существам выпала на долю эта задача мужику да Коняге. И оба от рождения до могилы над этой задачей бьются, пот проливают кровавый, а поле так и не выдало той сказочной силы, которая освободила бы от уз мужика и исцелила бы Конягу. Сам Коняга никогда не ест досыта, хотя именно благодаря нему на полях растет хлеб. Удел Коняги - это вечный изнурительный труд.

Таким образом, мысль о необходимости пробуждения народного сознания, поисков правды, нравственной ответственности человека за жизнь проходит через все сказки Салтыкова-Щедрина, посвященные положению русского крестьянского народа. В сказках Щедрина за привычными образами угадывается глубокое, но скрытое значение. А аллегорические концовки сказок выражают самые заветные мечты автора и ожидания народные, а также вечный вопрос великого писателя, когда же поймет русский народ, что свое право на такую жизнь он отстаивает слишком пассивно, не прилагая должных усилий. И когда же, наконец, проснется и восторжествует человеческое начало в зверином обличье сильных мира сего.

Проблему истинного мужества раскрыл в своем романе «Война и мир» Л.Н. Толстой на примере настоящего подвига, совершенного русским народом во время Отечественной войны Война в романе «Война и мир» показана как грандиозное народное бедствие, величественное патриотическое свершение. Одержал победу в Отечественной войне, по мысли Толстого, народ. Победили люди, как бы «семейно спаянные в организме своей нации, люди, в душе которых таились до поры до времени скрытые силы патриотизма. Для своего яркого проявления эти силы не требовали, не нуждались ни в парадном блеске, ни в призывах и лозунгах, ни в приказах и внешнем принуждении. Все делалось без всякого приказания, потому что русский народ поднялся на борьбу из оскорбленного национального чувства. И на батарее Раевского в Бородинской битве, и в партизанских отрядах Денисова и Долохова каждый узнал свое дело, место и назначение

Русские люди не нуждались в разговорах об Отечестве и верности царю, о патриотизме и геройстве. Официальная патриотическая фразеология, высокопарность в разговоре были чужды людям, которые вели народную войну Тихон Щербатый, услышав от Денисова высокие патриотические слова, испугался. В «Войне и мире» немыслимы герои, которые, как произнес бы перед солдатами речь с призывом умереть на поле битвы Андрей Болконский во время Бородинской битвы сначала считал своей обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, но потом убедился, что ему нечему и нечем учить их.

Не численное превосходство, не стратегические планы полководцев, а воодушевление солдат влияет на ход сражения Писатель показывает героизм человека, который и сам менее всего думает о своем героизме. Действуя по собственной инициативе, забытый начальством и оставшийся без прикрытия, Тушин со своими артиллеристами решает исход сражения, сам того не подозревая. В разгар боя и Тушин, и его солдаты возбуждены, веселы, необыкновенно деятельны. Их чувства едины Тушин обращается к солдатам не как начальник, а как друг «голубчики». В каждом его слове звучит простота и необыкновенная доброта Толстой неоднократно подчеркивает, что в облике Тушина нет ничего военного и тем более воинственного. Он сравнивается с Жерковым, старшим по званию, который тем не менее струил в бою, в то время как Тушин показал себя настоящим воином.

Таков и храбрый офицер Тимохин. Бой кончился, и люди так же, как и Тимохин, как и Тушин, геройски сражавшиеся с врагом, вернулись к военным будням. От солдатских костров писатель ведет нас в избу, где собрались генералы. Здесь все хвастаются, лгут, приписывая себе небывалые подвиги, подчеркивая свою роль в сражении. В глазах этих самодовольных людей жалко выглядит фигурка Тушина истинного героя дня.

Pages: 1 2

Збережи - » Проблема гуманного начала в каждом человеке . З'явився готовий твір.

Проблема гуманного начала в каждом человеке





Шкільні предмети. Шкільна фізика. Уроки з англійської, французької, німецької мов.