Дневник Остапа Вишни - выдающийся литературный и человеческий документ, «Высочайшего «гонорара», как веселый блеск в глазах народа, - нет», - так писал Остап Вишня в своем дневнике. Писатель обращался к судьбе с просьбой послать ему силы, умение, таланта для того, чтобы сумел он вызвать своими произведениями улыбку у измученного работой, печалями, сожалениями народа. Дневник «Думы мои, думы мои» был написан в 50-х г., уже после того, как Остап Вишня возвратился со сталинских лагерей. Конечно, много что он запрятал глубоко в сердце, не имея возможности высказать все пережитое и передуманное. Дневник перегружен патетикой, лишним пафосом, но это произведение можно назвать выдающимся человеческим и литературным документом.
«…Остап Вишня в самом деле-таки земляк и духовный родственник великого Гоголя, остроумного Котляревского, наивного и милого в той наивности Квитки…»
(Г. Рыльский) (Остап Вишня сумел внести в литературу свое, оригинальное.
В 20-30 гг. он создал неповторимую страну веселой мудрости. В его произведениях
народ, как в зеркале, видел себя, смеялся над собой, и этот смех помогал всем становиться лучшими.)
Разнообразные сатирико-юмористичные жанры творчества Остапа Вишни. Остап Вишня был настоящим и признанным мастером в жанре малой прозы. Язык в его произведениях идет от первого лица - остроумного и мудрого рассказчика, который, иронически улыбаясь, рассказывает о жизни народа, его мечты, стремление и нелады:
а) фельетоны и памфлеты (Остап Вишня интересовался злободневными к тому времени социально-политическими темами, его волновала судьба других народов, и в своих фельетонах и памфлетах писатель едко высмеивал национализм, шовинизм, ура-патриотизм. Остап Вишня был человеком в свое время, в которое вера в Бога, религия была объявлена опиумом для народа, а потому часть его произведений была направлена против церкви, священников, против «темных» крестьян, которые больше полагались на Божью ласку, чем на Коммунистическую партию);
б)очерки и пьесы (Остап Вишня во многих своих произведениях широко использует прием травестии, который в украинской литературе развил И. П. Котляревский. В полную силу писатель показал этот прием в публицистике. Конечно, сейчас многие очерки неактуальны, но некоторые вещи так и не изменились с 20-х лет. Современные ученые серьезно размышляют над вопросом происхождения украинцев и доказывают, что мы особая нации, никак не связанная со славянским миром. В 20-е года Остап Вишня высмеивал Г. Грушевского за подобные теории: «Он научными своими разведками окончательно и убедительно доказал, что та обезьяна, от которой, по Дарвину, пошел человек, - та обезьяна и была из украинцев».
Остап Вишня не отходил от комедийного жанра и в пьесах. Неоднократно относилась его комедия «Вий» - травестийная обработка известного произведения Г. Гоголя; зрители смеялись над героями пьесы о Николае и школьной жизни «Вячеслава»; пользовалась большой популярностью драма «Запорожец за Дунаем»);
в)«Театральные улыбки» («Театральные улыбки» — это своеобразные рецензии на спектакли, а также портретные характеристики актеров, с которыми Остап Вишня был знаком. Он дружил с Н. Ужвий, Игнатом Юрою, Марьяном Крушельницким, Кот Марджанишвили, Ушанги Чхеидзе, Юрием Шумским, хорошо знал Г. Садовского, П. Саксаганского, любил слушать Л. Собинова, который часто выполнял арию Ленского на украинском языке. О своих впечатлениях от встреч с этими талантливыми людьми и писал Остап Вишня);
г)улыбки (Остап Вишня считал, что люди должны улыбаться, читая его произведения. Так возник жанр, который сам писатель и назвал - «Улыбки». Среди них самыми популярными стали сборники «Вишневые улыбки сельские», «Вишневые улыбки крымские», «Украинизируемся», «Вишневые улыбки театральные», «Моя автобиография» и, конечно ж, «Охотничьи улыбки». Практически в каждой юмореске присутствует рассказчик, ведь интимный рассказ от первого лица - любимый прием писателя).
Использование народных острот, пословиц, крылатых слов, диалектизмов, архаизмов в произведениях Остапа Вишни. Сюжеты своих произведений писатель брал из народной жизни, а потому использование разговорного стиля, народной лексики было целиком оправданным. Остап Вишня пристально подмечал в жизни все нелады, недостатки, боли и находил точное слово, чтобы чувствительно высмеять их или по-доброму посмеяться с них. А что может точнее бить в точку, чем пословица или поговорка? Эти словесные выстрелы некогда не били мимо цели.)
Остап Вишня - продолжатель лучших реалистических традиций украинской литературы. Остап Вишня хорошо знал народную жизнь, обычаи, быт, язык. Он продолжал знаменитые традиции своих предшественников. Его средства комического очень часто напоминают «Энеиду» Котляревского; гротеск и шарж имеют много общего с приемами Салтыкова-Щедрина. Тонкий юмор, лиризм, остроумие выражения схожи с гоголевскими. Но Вишня шел вперед, значительно расширяя тематические горизонты. Он был настоящим новатором новой украинской сатирической литературы.
Збережи - » Литературно-эстетичные взгляды Остапа Вишни . З'явився готовий твір.